Защита инвестиций правовой механизм и страховые гарантии

Лучшие брокеры бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый прибыльный брокер бинарных опционов за 2020 год!
    Идеально подходит для новичков — предоставляется бесплатное обучение и демо-счет (в любой валюте).
    Зарегистрируйтесь по этой ссылке и получите бонус на счет:

Гарантии защиты иностранных инвестиций в международном праве

Иностранные инвестиции, как объект международных правоотношений, представляют собой один из видов собственности, принадлежащей физическим и юридическим лицам одного государства на территории другого.

Вопросы правового режима предоставления и гарантий защиты иностранных инвестиций урегулированы как международным правом, так и национальным законодательством стран-субъектов правоотношений.

Важнейшими международными актами в сфере инвестиционно деятельности являются Вашингтонская конвенция от 18 марта 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» и Сеульская конвенция от 11 октября 1985 г. «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций».

Принятие указанных документов было вызвано необходимостью создания механизмов защиты и предоставления гарантий инвесторам в отношении их собственности за границей.

Вашингтонская конвенция 1985 г. была разработана по инициативе и в рамках Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Целью и необходимостью ее принятия послужило недопущение применения к инвестиционным правоотношениям вкладчиков-нерезидентов государства нахождения объекта имущественных прав национального законодательства страны-реципиента. Для решения подобных споров был учрежден специальный судебный орган – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров при МББР (МЦУИС).

На основании ч. 1 ст. 1 Вашингтонской конвенции 1985 г., «целью Центра является обеспечение разрешения посредством примирения и арбитража инвестиционных споров между Договаривающимися государствами и лицами других договаривающихся государств». Участниками указанной Конвенции в настоящее время являются около 100 государств, в том числе Российская Федерация.

Решение Центра является для субъектов инвестиционной деятельности присоединившихся к Конвенции государств обязательными «при условии наличия письменного согласия участников спора о передаче такого спора для разрешения Центру. Стороны, достигшие такого согласия, не вправе отказаться от него в одностороннем порядке» (ч. 1 ст. 25 Вашингтонской конвенции 1985 г.).

На основании ст. 63 указанной Конвенции, стороны по договоренности могут осуществлять примирительные или арбитражные процедуры и в других органах арбитража. Однако, только при условии отсутствия в тексте договора оговорки о передаче спора в Центр при МББР в обязательном порядке. Таким образом, нормы данной Конвенции не являются императивными.

Рейтинг лучших платформ для торговли бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый прибыльный брокер бинарных опционов за 2020 год!
    Идеально подходит для новичков — предоставляется бесплатное обучение и демо-счет (в любой валюте).
    Зарегистрируйтесь по этой ссылке и получите бонус на счет:

Основной задачей Сеульской конвенции 1985 г. является предоставление гарантий защиты иностранных инвестиций от некоммерческих рисков (политических) посредством их страхования. С этой целью была учреждена межгосударственная организация — Многостороннее Агентство по гарантиям инвестиций. В компетенцию Агентства для осуществления указанной цели входит:

«а) предоставление гарантий, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов;

b) проведение соответствующей дополнительной деятельности по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и между ними» (абз. 2 ст. 2 Сеульской Конвенции 1985 г.).

Необходимо отметить, что Агентство проводит деятельность по оказанию содействия потоку инвестиций только в развивающиеся страны-члены и между ними. Так, на основании ст. 14 Сеульской конвенции, «капиталовложения гарантируются по настоящей главе только в случае, если они будут производиться на территории развивающейся страны-члена».

На региональных уровнях также принят ряд нормативных актов, устанавливающих механизм защиты инвестиционных вложений иностранных субъектов:

странами бывшего СНГ заключено многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г.

Российская Федерация и страны Европейского союза заключили в 1994 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Согласно его положениям, в отношении взаимных внешнеэкономических сделок (в том числе инвестиционных проектов), стороны обязуются предоставлять друг другу общий режим наиболее благоприятствуемой нации, соответствующий правилам ГАТТ / ВТО.

К числу региональных отраслевых договоров также относятся некоторые отраслевые международные акты. Например, Договор и Европейская энергетическая хартия, принятые в Гааге 17 декабря 1991 г. Ст. 10 указанного международного акта установлено, что договаривающиеся стороны осуществляют деятельность в условиях режима, не менее благоприятного, чем тот, который она предоставляет своим собственным инвесторам или инвесторам любой другой стороны соглашения либо любого третьего государства, в зависимости от того, какой из них является наиболее благоприятным.

Огромную роль на международной арене играют многочисленные двусторонние акты в сфере инвестирования. В настоящее время Россия заключила двухсторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций (капиталовложений) со следующими странами: с Финляндией (1989 г.), Бельгией и Великим Герцогством Люксембург (1989 г.), Великобританией и Северной Ирландией (1989 г.), ФРГ (1989 г.), Францией (1989 г., 1992 г.), Нидерландами (1989 г.), Канадой (1989 г.), Италией (1989 г., 1996 г.), Австрией (1990 г.), Китаем (1990 г.), Испанией (1990 г.), Швейцарией (1990 г.), Южной Кореей (1990 г.), США (1992 г.), Грецией (1993 г.), Кубой (1993 г.), Румынией (1993 г.), Данией (1993 г.), Словакией (1993 г.), Чехией (1994 г.), Вьетнамом (1994 г.), Кувейтом (1994 г.), Индией (1994 г.), Венгрией (1995 г.), Албанией (1995 г.), Швецией (1995 г.), Норвегией (1995 г.), Югославией (1995 г.), Египтом (1997 г.), Македонией (1997 г.), Турцией (1997 г.), Аргентиной (1998 г.), Казахстаном (1998 г.), Японией (1998 г.), ЮАР (1998 г.), Украиной (1998 г.).

Подписаны, но не ратифицированы соглашения с США (1992 г.), Польшей (1992 г.), Болгарией (1993 г.), Монголией (1995 г.), Эквадором (1996 г.), Хорватией (1996 г.), КНДР (1996 г.), Лаосом (1996 г.), Кипром (1997 г.), Таджикистаном (1999 г.), Литвой (1999 г.), Словенией (2000 г.), Эфиопией (2000 г.), Таиландом (2002 г.), Йеменом (2002 г.).

Подписаны, ратифицированы, но не вступили в действие двусторонние инвестиционные соглашения с Ливаном (1997 г.), Филиппинами (1997 г.), Молдовой (1998 г.).

Основу национального законодательства Российской Федерации составляют Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г № 39 «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Кроме этого, имеются и отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ И СТРАХОВАНИЯ

Правовое регулирование иностранных инвестиций.pptx

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ И СТРАХОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. Выполнила ст. гр. Ю-211 Лапшина Н.

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ДВА ОСНОВНЫХ БЛОКА ПРАВОВЫХ НОРМ, ЦЕЛЬЮ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ нормы национального законодательства отдельных государств положения международно-правовых соглашений нормы инвестиционных контрактов, заключаемых частными иностранными инвесторами со странами – реципиентами капитала.

В развитых странах с рыночной экономикой, в большинстве развивающихся государств и в странах с переходной экономикой по отношению к иностранным инвестициям действует принцип национального режима. Он получил поддержку и на международном уровне. Национальный режим дает много преимуществ иностранному инвестору: зарубежные предприниматели могут основывать свои компании и хозяйствовать на тех же условиях, что и местные, вступая друг с другом в полноценную конкуренцию; избирать любую принятую в данной стране организационно-правовую форму ведения хозяйственной деятельности; пользоваться большинством местных льгот; получать доступ к финансовым, трудовым, научно-техническим и другим ресурсам страны – реципиента капитала.

Можно выделить два уровня международно-правовых соглашений, так или иначе затрагивающих вопросы правового регулирования иностранных инвестиций двусторонний многосторонний

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ДВУСТОРОННЕМ УРОВНЕ ПРОИСХОДИТ ПРИ ПОМОЩИ СЛЕДУЮЩИХ ОСНОВНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ. Торговые договора Договоры и соглашения об иностранных инвестициях Соглашения о налогооблажении

Практика заключения подобных соглашений возникла в древние времена и окончательно оформилась с образованием национальных рынков государств и становлением единого мирового хозяйственного оборота. К настоящему времени торговые договоры из средства регулирования международных торговых отношений постепенно превратились также в одну из форм регулирования иностранных инвестиций.

Их главная цель – обеспечение притока иностранного частного капитала в другие страны путем предоставления ему юридических гарантий от так называемых политических, или некоммерческих, рисков, в состав которых, в частности, включаются: а) гарантии от национализации предприятий иностранного капитала; б) гарантии от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей за рубеж; в) гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных катаклизмов и другие.

В этих соглашениях оговаривается предоставление иностранному инвестору режима наибольшего благоприятствования или национального режима, а также возможность его обращения за защитой своих прав как в суды страны – реципиента капитала, так и в международные судебные органы.

С помощью соглашений о налогообложении государстваучастники стремятся создать благоприятные условия для осуществления иностранных инвестиционных проектов и, таким образом, стимулировать инвестиционный процесс как основу экономического развития. Как правило, подобные договоры заключаются в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала между странами. Государства, подписывающие такие соглашения, обычно берут на себя обязательство полностью или частично освобождать предприятия, контролируемые иностранным капиталом, от налогообложения.

Многостороннее правовое регулирование отношений, связанных с иностранным инвестированием капитала, начало складываться в 60 -х годах XX столетия. Однако его предпосылки обозначились значительно раньше. Еще в 1929 г. в Париже по инициативе Лиги Наций была созвана конференция с целью заключения многосторонней международной конвенции по обращению с иностранцами и их собственностью. Однако она закончилась безрезультатно. Во время Второй мировой войны в 1944 г. на между народной конференции в г. Бреттон-Вудс (США) были созданы такие важные международные организации, как Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

Особое место в регулировании иностранных капиталовложений занимают инвестиционные контрактысоглашения, заключаемые между частными инвесторами и странами – реципиентами капитала. Они конкретизируют положения инвестиционного законодательства того или иного государства с учетом государственной принадлежности иностранного инвестора, его экономического потенциала, а также значения планируемого капиталовложения в экономику страны.

Под гарантиями защиты иностранных инвестиций обычно понимаются закрепленные в национальном законодательстве или международных соглашениях обязательства государства – реципиента капитала перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования. Прежде чем деятельность иностранного инвестор получит защиту, предусмотренную законом или договором, соответствующее физическое или юридическое лицо должно доказать, что отношения с его участием являются инвестиционными, а само оно действительно имеет статус иностранного инвестора в данном государстве.

гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию на территории государства – реципиента капитала; гарантии недискриминации гарантии стабильности условий инвестирования гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей деятельности гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций

Гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций, имеют особое значение, так как они представляют собой одно из наиболее важных средств реализации всех других видов гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам. Согласно ст. 10 «Закона об иностранных инвестициях» 1999 г. спор с участием иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории России, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде, арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

Часть таких договоров предусматривает особую процедуру рассмотрения споров между инвестором одного государства – участника соглашения и другим государством-участником, касающегося обязательств последнего по данному договору. В соответствии с этой процедурой соответствующие споры могут передаваться по выбору инвестора на рассмотрение: 1) компетентного суда или арбитража государства – реципиента капитала; 2) третейского суда «ad hoc» ; 3) постоянно действующего международного коммерческого арбитражного органа (например, Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты); 4) Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, созданного в соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. Каждый договор устанавливает свой собственный перечень таких органов.

В тех случаях, когда международным договором или соглашением сторон не предусмотрено иное, а также в случае отсутствия соответствующего международного соглашения, инвестиционные споры могут быть рассмотрены арбитражными судами или судами общей юрисдикции страны истца или ответчика на основе процессуального законодательства этого государства.

ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ОПАСЕНИЙ ИНВЕСТОРОВ ПРИ ВКЛАДЫВАНИИ КАПИТАЛОВ В ЭКОНОМИКУ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ СОСТАВЛЯЮТ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ РИСКИ. Поэтому вполне естественным является желание иностранных инвесторов создать систему дополнительных гарантий, которая функционировала бы независимо от политических катаклизмов. Одним из элементов такой системы является страхование инвестиций. Эта деятельность может осуществляться частными компаниями, государственными органами или международными организациями

Объектом договора страхования, заключаемого частной страховой компанией, являются ресурсы, вкладываемые физическими или юридическими лицами за рубежом, а страховым случаем – финансовые потери, связанные с политическими рисками, которые эти страхователи понесли в соответствующем иностранном государстве. Преимуществами данной формы организации страхования инвестиционных рисков считаются гибкость и маневренность, присущие деятельности частных компаний. Кроме того, такие компании независимы от государства и, следовательно, инвестор может рассчитывать на возмещение убытков, невзирая на позицию тех или иных государственных органов.

В отличие от частных государственные программы страхования предназначены, среди прочего, для проведения политики поощрения и защиты капиталовложений, осуществляемых отечественными предприятиями и организациями за рубежом. Государственные страховщики обычно оформляют страхование от импортных и экспортных, краткосрочных либо долгосрочных, рисков прямых инвестиций.

В числе международных организаций, занимающихся страхованием иностранных капиталовложений, особую роль играет Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, учрежденное в соответствии с Сеульской конвенцией 1985 г. Агентство заключает договоры страхования от некоммерческих рисков, перечень которых включает, в частности: неконвертируемость; лишение правительством права собственности или контроля; нарушение правительством договора в случаях невозможности обращения в суд или арбитраж; потери вследствие военных действий или гражданских волнений и др. Страхование может покрывать как инвестиции в акции, так и в кредиты, выделенные или гарантированные держателями акций, а также лицензирование, предоставление привилегий и договоры о разделе продукции.

Системы страхования инвестиций

Создание систем гарантий от финансового мошенничества

Системы страхования инвестиций

Тревожно бытие человека, делающего первые неуверенные шаги по дороге финансового рынка в достижении своих финансовых вершин. Тревожность не покидает и искушенного инвестора, знающего экономические законы жестокого фондового рынка, но аккуратно пробирающегося по тропинке через трясину финансового небытия. Тревога судорожной дрожью пробегает и по телу финансового гуру перед очередным шагом на минном поле рынка. Абсолютно все инвесторы пребывают в предвкушении надежды не познать очередной роковой опыт от идеи, которая может буквально по волшебству закрутиться в спираль авантюры международного масштаба. Некоторые считают, что в этом должны помочь Системы страхования инвестиций.

Калейдоскоп ночных кошмаров беспокоит инвесторов всего мира, прекрасно понимающих зыбкость реальности рынка и его обманчивую твердь. Отечественный инвестор далеко не исключение из этого правила. Детские болезни и отроческие шалости, ребяческие капризы и чудаковатые странности гипертрофированного роста, а также тайные секреты юности — все это свойственно почти 25-летнему российскому финансовому рынку. Проверенный отечественный инвестор, знакомый со всеми особенностями рынка, уже не удивляется рудиментам его эволюции и стремительным историям инсайда, не пугает его марсианский инвестиционный климат, а также громоподобная поступь регулятора в посудной лавке. Какие риски на рынке никогда не отпустят горло инвестора? Что объективно находится вне любого внимательного инвестиционного взгляда?

Размышляя о подводной части айсберга, потопившего не одну тысячу титаников частных инвесторов, необходимо сказать о мошенничестве и банкротстве профессиональных участников финансового рынка. Финансовые посредники — наши проводники на просторах всех сегментов финансового рынка. Все проводники имеют соответствующую лицензию или запись в реестре, что предоставляет право деятельности посреднику на финансовом рынке под строгим присмотром Банка России и СРО.

Бывает, что время от времени наши поводыри «слепнут». Уже на ощупь ведут своих подопечных, повинуясь исключительно законам вероятности. О финансовом успехе тут говорить уже не приходится, но беды еще можно избежать.

Хуже, когда поводырь «устает от своего бизнеса» и (или) начинает тихо болеть, несправедливо перекладывая издержки финансового недуга на плечи инвесторов. А вот предательство проводника фатально для инвестора. Подлый удар в спину плеяды инвесторов на рынке ценных бумаг совершается почти ежегодного. Масштаб бедствия последних лет составляет около 700 млн руб. ущерба для инвесторов в год.

Как правило, горе-инвесторы — это простые люди, которые в очередной раз поверили финансовому рынку и доверили свои сбережения в надежде повысить уровень и качество жизни. Обман и утрата средств, доверия к рынку, государству, финансовым инструментам, стимулов инвестирования — тяжелая цена. Люди тихо умирают в нищете, обивая пороги судебных, правоохранительных, контролирующих и надзирающих организаций.

Перечень стратегий государства

В Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2020 — 2020 годов, одобренных Советом директоров Банка России 26 мая 2020 г., среди приоритетных целей развития российского финансового рынка Банк России назвал следующую:

«Повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации за счет использования инструментов финансового рынка. Достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу страны как ведущей мировой экономической державы, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан, является стратегической целью государственных органов Российской Федерации. Выполнение важных социально-экономических задач сопряжено с необходимостью развития финансового рынка, способствующего повышению доступности и качества финансовых услуг и, как следствие, повышению уровня и качества жизни населения».

Немного пафосно, если смотреть на насущную российскую реальность.

А ведь повышение уровня и качества жизни лежит в основе целого перечня стратегий государств:

  • Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 N 2043-р (утратила силу);
  • Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.12.2020 N 2524-р;
  • Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.07.2020 N 1293-р;
  • Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2020 — 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.09.2020 N 2039-р;
  • Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.08.2020 N 1837-р;
  • Стратегии повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2020 — 2020 годов, одобренной Советом директоров Банка России 26 марта 2020 г.;
  • Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2020 — 2020 годов;
  • проекте Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2020 — 2021 годов, подготовленном Банком России.

Почему при таком количестве стратегий проблема мошенничества и финансовой несостоятельности (банкротства) до сих пор не решена? Сколько это безобразие будет продолжаться и когда закончится?

Варианты защиты прав инвесторов — физических лиц

25 лет государство последовательно решает проблему мошенничества и банкротства в целях обеспечения надежной защиты инвестора на российском финансовом рынке. В настоящее время на инвесторов распространяются нормы Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», к сфере регулирования которого относится защита прав физических лиц, чьим объектом инвестирования являются эмиссионные ценные бумаги. Указанным Законом предусмотрены следующие варианты защиты прав инвесторов — физических лиц.

Во-первых, возможность осуществления защиты прав и законных интересов общественными объединениями инвесторов — физических лиц.

Во-вторых, право СРО в сфере финансового рынка, объединяющей профессиональных участников рынка ценных бумаг, на создание компенсационных и иных фондов в целях возмещения понесенного инвесторами — физическими лицами ущерба в результате деятельности ее членов. Последнее государством пока так и не было сделано.

Кроме этого, до принятия Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» в соответствии с Указом Президента РФ от 18.11.1995 N 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» был создан и действует по настоящее время Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров.

Фонд осуществляет компенсационные выплаты клиентам организаций, включенных в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе клиентам профессиональных участников рынка ценных бумаг. Размер компенсации составляет 25 тыс. руб., для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны — 250 тыс. руб. Указанный размер компенсации, очевидно, сложно назвать достаточным инструментом защиты имущественных прав инвесторов. Однако это лучше, чем совсем ничего.

Таким образом, сегодня на рынке ценных бумаг существуют лишь отдельные механизмы защиты прав розничных инвесторов. К сожалению, единый механизм гарантирования сохранности инвестиций физических лиц на рынке ценных бумаг в настоящее время отсутствует.

Следует отметить тот факт, что государство из года в год обещает создать достойную систему защиты прав национальным инвесторам . Такие обещания Правительства РФ содержатся в стратегиях по развитию финансового рынка. Более острожную политику обещаний использует Банк России в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2020 — 2020 годов , заверяя, что будет рассмотрена возможность создания системы защиты на рынке ценных бумаг и рынке кредитной кооперации.

Государство в условиях финансовых санкций

Сейчас, наверное, как никогда ранее, российское Правительство близко стоит перед необходимостью грандиозных реформ. Одним из важных факторов успешности реформ, проводимых на финансовом рынке, является наличие эффективно работающих институтов и механизмов, нацеленных на защиту прав и законных интересов инвесторов. К таким механизмам прежде всего относятся системы гарантирования, предполагающие осуществление компенсационных выплат инвесторам в случае возникновения серьезных проблем у финансовых посредников и неспособности их отвечать по своим обязательствам.

Для России в нынешних условиях, когда произошло закрытие многих внешних источников финансирования и снижение цен на сырьевые ресурсы, важной задачей являются стимулирование розничного инвестора к размещению средств на российском финансовом рынке и создание благоприятных условий для его деятельности на финансовом рынке. Компенсационные механизмы в мировой практике зарекомендовали себя как неотъемлемое условие для привлечения инвестиций населения на финансовый рынок, а в текущей ситуации в России отсутствие институтов надежной защиты тормозит экономическое развитие страны.

Защита инвестора выгодна всем участникам правоотношений на финансовом рынке, поскольку она позволит обеспечить баланс интересов всех участников рынка:

  • инвесторов — в части обеспечения сохранности их инвестиций и эффективной защиты их прав;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг — в части привлечения дополнительных инвестиций от физических лиц и роста клиентской базы;
  • государства — в части создания качественных условий для развития финансового рынка, обеспечения эффективности защиты прав инвесторов и повышения доверия к финансовому рынку в целом.

Защита прав инвесторов в мире

Механизмы защиты розничных инвесторов (компенсационные механизмы) созданы и действуют во многих странах мира как с развитыми фондовыми рынками (США, Канада, Франция, Великобритания, Сингапур, Япония), так и с развивающимися (Аргентина, Бразилия, Гонконг, Корея, Малайзия, Мексика, Болгария и др.).

Для стран, входящих в состав Евросоюза, с 1997 года установлены и действуют единые принципы создания компенсационных механизмов.

3 марта 1997 г. в Евросоюзе была принята Директива 97/9/ЕС «О компенсационных системах защиты прав инвесторов», согласно которой каждое государство Евросоюза должно внедрить в своей юрисдикции как минимум один механизм защиты прав инвесторов для обеспечения надлежащего уровня защиты их прав. Таким образом, розничным инвесторам должен гарантироваться равный минимальный уровень защиты при неспособности финансовой организации, клиентами которой они являются, выполнить свои обязательства перед клиентами.

Директива предполагает создание во всех странах Евросоюза компенсационных схем, к которым должны принадлежать все инвестиционные организации, осуществляющие операции с ценными бумагами. Компенсационные выплаты инвесторам осуществляются при неспособности инвестиционной фирмы отвечать по своим обязательствам перед клиентом, причем покрытие компенсационного механизма охватывает как финансовые инструменты, так и денежные средства инвестора. Максимальный размер компенсационной выплаты, установленный этой Директивой, составляет 20 тыс. евро.

Проект Закона о страховании инвестиций

Целесообразность создания механизмов снижения рисков для граждан при инвестировании на российском финансовом рынке через профессиональных участников рынка ценных бумаг фактически подтверждена в 2020 году, пока, правда, только в законопроекте. В настоящее время прообраз системы страхования ИИС на рынке ценных бумаг отражен в проекте Закона N 76910-7 «О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах». Указанный законопроект 21 июня 2020 г. принят Госдумой в первом чтении. Особенностью законопроекта является закрепление в качестве оператора фонда страхования инвестиций АСВ. Предполагается, что фонд системы страхования инвестиций будет отделен от фонда системы страхования вкладов, также не будет допускаться перекрестное финансирование между указанными фондами. Однако, учитывая, что согласно законопроекту система страхования инвестиций не гарантируется и не обеспечивается государством в случае дефицита фонда страхования инвестиций, возложение на АСВ функций страховщика может привести к ложному восприятию застрахованными лицами сути предоставляемых гарантий по аналогии с действующей системой страхования вкладов.

Стремление создать систему страхования инвестиций на рынке ценных бумаг можно только приветствовать, надеясь на скорейший счастливый результат. Сейчас работа по формированию надежной защиты прав потребителей финансовых услуг продолжается, в частности, переосмыслены подходы по финансовому институту — оператору данной системы страхования.

В настоящее время к законопроекту готовится проект поправок ко второму чтению. С большим удовлетворением можно свидетельствовать, что среди возможных вариантов рассматривается предложение по привлечению Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров для участия в системе гарантирования на рынке ценных бумаг. Реализация этого сценария развития для рынка принесет очевидный позитив в обеспечении быстрого запуска системы защиты инвесторов с минимальным периодом моратория по потенциальным «страховым случаям», особенно учитывая накопленный более чем за 20-летний период работы фонда опыт, а также развитую организационную инфраструктуру фонда в регионах России.

Вне всякого сомнения, создание системы страхования ИИС на российском финансовом рынке ценных бумаг — это важный шаг в защите интересов инвесторов и огромный скачок в формировании доверия населения к финансовому рынку. Поскольку наличие системы защиты прав инвесторов обусловливает развитость соответствующего финансового рынка, российский рынок сможет занять достойное место в ряду развитых финансовых рынков других стран, а также среди старейших международных компенсационных систем США и Канады, создание которых уходит своими корнями в далекие 70-е годы прошлого века. Создание надежной системы защиты прав инвесторов в России вполне может произойти уже в следующем, 2020 году, что, безусловно, важно для национального, частного, неквалифицированного инвестора.

Что требуется учесть для создания такой национальной системы защиты прав инвестора, которая будет противостоять текущим и, самое главное, будущим опасностям на финансовом рынке?

Существующий международный опыт показывает, что создание компенсационных систем в основном положительно влияет на развитие соответствующего сегмента финансового рынка. При этом функционирование компенсационных механизмов, являясь одним из элементов системы, обеспечивает ее целостность и позитивно отражается в том числе на уровне государственного регулирования соответствующего сегмента финансового рынка. Поэтому в решении проблемы развития и качественного совершенствования рынка важно использование международного опыта, лучших практик в данной сфере с учетом специфических особенностей национальной экономики, государственного регулирования и российского рынка.

Наиболее предпочтительным и распространенным в мировой практике подходом признается создание формализованных (императивных) систем защиты владельцев личных сбережений. Обычно это так называемые системы гарантирования инвестиций: на законодательном уровне определяются типы финансовых инструментов, подлежащих гарантированию, предельный размер выплачиваемого инвесторам страхового возмещения.

Среди наиболее дискутируемых теоретических вопросов, связанных с созданием имущественных систем защиты, выделяется так называемая проблема морального вреда (moral hazard). Введение механизма гарантирования инвестиций в определенной мере способно провоцировать финансовые институты на более рискованное поведение. В условиях, когда инвесторы уверены в том, что они не понесут убытков в случае банкротства участников, у них нет стимулов к тому, чтобы осуществлять тщательный мониторинг финансового состояния и операций профучастников. В этом случае инвесторы не оказывают на профучастников дисциплинирующего воздействия, что может провоцировать их акционеров и менеджеров на использование привлеченных от населения и субъектов экономики средств для осуществления неоправданно рискованных операций, вплоть до мошеннических.

Определенные механизмы, положенные в основу функционирования компенсационной системы, также могут способствовать снижению опасности появления проблемы морального вреда. Среди таких механизмов можно назвать:

  • — разумное ограничение размера возмещения, выплачиваемого инвестору;
  • — исключение из числа защищаемых отдельных видов финансовых инструментов и отдельных категорий квалифицированных (неквалифицированных) инвесторов;
  • — установление зависимости размера взносов, уплачиваемых в компенсационную систему, от уровня риска, ассоциирующегося с каждым из участников системы;
  • — использование механизмов пропорционального (частичного) страхования (co-insurance), когда возмещению подлежит не вся сумма депозитов, а определенный процент.

Например, в одной из директив Евросоюза допускается страхование с франшизой не более 10%.

Риски дефолта фонда страхования

Еще одной проблемой, которая нуждается в теоретическом осмыслении и практическом разрешении при создании компенсационной системы, является проблема необоснованного отбора (adverse selection). Суть данной проблемы заключается в том, что наличие страховой защиты представляется более важной для более слабых участников, позволяя им быть конкурентоспособными с точки зрения возможности привлечения инвестиций. В связи с этим более слабые финансовые институты имеют больше стимулов для вступления в компенсационную систему, чем те, кто не испытывает проблем в финансовом плане. Решение этой проблемы обеспечивается за счет введения обязательного членства всех финансовых институтов данной категории в системе, а также установления дифференцированной шкалы взносов в систему для участников с разным уровнем рисков.

В обосновании к вышеуказанному законопроекту страхования ИИС игнорируется возможность наступления крупного страхового случая системообразующего участника, что может привести к дефолту системы страхования ИИС.

При этом согласно исследованию, проведенному Московской биржей и Национальной ассоциацией участников фондового рынка, подтверждено, что 90% ИИС консолидируются в семи крупных профучастниках, что существенно увеличивает вероятность наступления такого события.

Таким образом, предположение о невозможности «страхового случая» в системообразующем участнике становится критически рискованным. Иначе говоря, положения законопроекта не предоставляют возможности нивелировать риск дефолта системы страхования ИИС.

Еще одна опасность заключается в ограниченном принципе распределения субсидиарной финансовой ответственности участников ИИС.

В законопроекте «О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах» содержится новация, согласно которой финансовая ответственность участников системы страхования распределяется между всеми добросовестными участниками рынка в случае причинения ущерба мошенническими действиями недобросовестных участников.

Отсутствие обязательств государства для обеспечения финансовой стабильности системы требует возмещения причиненного гражданам ущерба в полном объеме всеми участниками рынка. Однако рассматриваемым законопроектом возмещение причиненного мошенниками вреда иным участникам рынка в полном объеме не предусмотрено, оно ограничивается лишь предельным размером взноса участников системы.

Риск дефицита ликвидности у оператора фонда страхования ИИС, при возможном возникновением дополнительных «страховых случаев», приведет опять к дефолту системы страхования ИИС.

Таким образом, дальнейшими последствиями кризисной ситуации будет достижение обратного эффекта в соответствии с вышеуказанными целями в части защиты прав инвесторов.

Целесообразно погасить любой дефицит системы страхования ИИС за счет дополнительного неограниченного взноса участников системы.

Аналогичный подход используется в компенсационной системе Великобритании (FSCS) вкупе с предоставлением кредитной линии от Федерального казначейства. При отсутствии таких норм финансовая стабильность системы и оператора находится под значительной угрозой и достижение цели защиты прав инвесторов не обеспечивается.

Острой проблемой является то, что предложенная архитектура системы страхования инвестиций не готова к современным вызовам мошенников.

Такие актуальные проблемы АСВ, как дробление вкладов, ведение двойной бухгалтерии и «забалансовых вкладов», утрата и намеренное уничтожение финансовой (бухгалтерской) и иной отчетности, а также последующая реализация процедур по истребованию финансовых средств и имущества у недобросовестного менеджмента и собственников в ходе судебных процедур, в анализируемом законопроекте применительно к работе системы страхования инвестиций не урегулированы.

Новая компенсационная система столкнется со сложными вызовами, что при отсутствии обязанности государства предупредить дефолт системы страхования ИИС, очевидно, приведет к фатальным последствиям для деятельности компенсационной системы.

В большинстве стран ответственность за своевременное вмешательство лежит на пруденциальном надзоре, как и ответственность за раннее выявление проблемных компаний.

Виды финансовых мошенничеств

Наиболее частыми правонарушениями являются:

  • — фальсификация финансовой отчетности (других документов);
  • — удаление или уничтожение финансовых документов и (или) электронных баз данных;
  • — сокрытие убытков, перекредитование, заменяющее плохие активы другими плохими активами;
  • — предоставление руководителям (другим заинтересованным сторонам) вводящей в заблуждение или неверной информации;
  • — избегание ответственности, халатность со стороны руководителей (других исполнителей).

Мошенничеством в гарантировании сбережений является действие, которое вызывает или может вызвать незаконную выплату возмещения лицу, не имеющему страхового покрытия, или сверх установленного лимита страхового покрытия.

Могут быть выделены следующие виды часто встречающихся мошенничеств в сфере страхования сбережений и инвестиций:

  • подмена незастрахованных инвесторов застрахованными;
  • «дробление» депозитов по «вкладчикам». Деньги «перекидываются» на счета физических лиц;
  • включение поддельных вкладчиков (депозитов) в реестр гарантированных обязательств;
  • создание поддельных документов.

Мероприятия по предупреждению финансовых мошенничеств

Опираясь на международный опыт гарантирования сбережений, можно выделить следующие мероприятия по предупреждению мошенничества в этой области:

  • — установление необходимых требований по безопасности к участникам по отношению к их IT-системам и особенно по базам данных по депозитам, периодическая проверка точности отражения в учете информации, связанной с депозитами;
  • — предоставление страховщику полномочий расследовать сделки с депозитными счетами;
  • — предоставление страховщику полномочий отказать в выплате возмещения пайщикам, чьи требования считаются мошенническими;
  • — реализация политики информирования общественности с целью разъяснения, какие действия подлежат судебному преследованию, являются незаконными, о раскрытых преступлениях в этой области;
  • — эффективное преследование виновных лиц, чьи действия способствовали мошенничеству в области страхования инвестиций.

Практика показывает, что оптимальное время в любой стране для создания систем имущественной защиты — когда экономика и финансовая система являются стабильными и расширяются, а финансовые учреждения адекватно капитализируются. Тем не менее история свидетельствует, что подобные идеальные ситуации редко существуют. Обычно во время экономического роста мало внимания уделяется принятию мер, которые были бы полезны в период экономического спада или других экономических трудностей. Законодатели, государственные органы, органы надзора и финансовые институты предпочитают, чтобы меры по созданию компенсационных систем принимались сразу после финансового кризиса.

Стабильность финансовой системы достигнута, когда преодолены последствия финансовых кризисов, финансовая система «очищена» от «слабых» финансовых институтов. Главное, чтобы создаваемая система не подрывала рыночной дисциплины, а своим существованием способствовала поддержанию стабильности национальной финансовой системы. При этом, создавая систему защиты инвестиций, необходимо осознавать, что она не является панацеей от возникновения финансовых кризисов.

В действительности нельзя ожидать, что система защиты инвестиций будет способна справиться с массовыми банкротствами участников — для этого она должна располагать огромными ресурсами, накопить которые практически невозможно без возложения на участников непосильной нагрузки по ее финансированию.

Гарантирование сбережений увеличивает потребность в надлежащем надзоре. Вместе с тем оно является лишь частью сети финансовой безопасности, и есть другие официальные мероприятия, которые направлены на защиту инвесторов от риска утраты их средств. Страхование инвестиций не подменяет, а дополняет эти меры.

И все-таки на сегодняшний день в подавляющем большинстве случаев мировой опыт демонстрирует положительное влияние введения системы страхования вкладов на развитие финансового сектор а.

Будущее российского финансово-экономического сектора

Известный экономист Роберт Калл, проведя эконометрический анализ индикаторов экономического развития 42 стран мира за период 1980 — 1995 годов с использованием статистического базиса, пришел к выводу о существовании устойчивой положительной связи между системой страхования вкладов, ростом и стабильностью финансового рынка страны и темпами экономического развития. В процессе исследования экономист выяснил, что страны, в которых была введена система страхования вкладов, также характеризуются высокими темпами экономического роста и стабильностью финансового сектора.

Изменение контроля и надзора за деятельностью профучастников в целях функционирования компенсационной системы, проверка участников со стороны СРО при входе в систему решат проблему мошеннических организаций, «мимикрирующих» под добропорядочных участников.

Между тем несомненно, что присущий компенсационным системам негативный эффект, вызванный проблемой «морального риска», может быть преодолен с помощью эффективного регулирования, которое должно включать в себя действия, направленные на раскрытие участником необходимой и достаточной информации, а также усиление и развитие частного контроля за деятельностью менеджмента со стороны инвесторов.

В законопроекте «О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах» не нашли своего отражения директивы Европейского парламента по созданию компенсационных механизмов. В Директиве Европейского парламента четко сформулирована необходимость компенсации 90% финансовых средств инвесторов , что представляется важным для снижения уровня морального вреда, причиненного гражданам в отношении к возможностям финансового рынка и нивелирования часто встречающегося явления в виде «серийного вкладчика» в банковском секторе российского финансового рынка.

Полностью сформированная государственная система по защите личных сбережений пайщиков будет исключительно обременительна для государства, что в текущей экономической ситуации не представляется возможным реализовать.

В настоящее время значительный риск для потребителей финансовых услуг заключается в том, что российский финансово-экономический сектор может подвергнуться серьезному структурному изменению в ближайшие годы.

Экономическая нестабильность, существенное замедление темпов экономического роста, падение потребительского спроса населения, сокращение доходов и накоплений домохозяйств, снижение уровня инвестиций, а также санкционное давление на Россию ограничивают возможности российской экономики, существенно препятствуя ее развитию, в том числе на финансовом рынке. В последние годы на фоне стагнирующего финансового рынка накопившиеся диспропорции развития и нерешенные проблемы на этом рынке получают соответствующее кризисное решение. Существует достаточно большая вероятность, что финансовый рынок в ближайшие годы войдет в зону турбулентности, что создает существенные риски для инвесторов. Мошенники и недобропорядочные институты все еще будут в краткосрочной перспективе творить зло на российском финансовом рынке.

Вы читали статью «Системы страхования инвестиций». Источник «Российская газета»

Список честных брокеров бинарных опционов с открытием демо-счета:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый прибыльный брокер бинарных опционов за 2020 год!
    Идеально подходит для новичков — предоставляется бесплатное обучение и демо-счет (в любой валюте).
    Зарегистрируйтесь по этой ссылке и получите бонус на счет:

Добавить комментарий